Отзыв Белкина А.С.

Отзыв на конспект лекций по профилактике социально-опасных явлений в подростковой и молодежной среде, представленный авторским коллективом в составе Антоновой Н.А., Дымнич М.В., Катаева А.В., Петуховского К.А., Попкова К. В., Сунгатуллиной Г.А.

Рецензируемый материал представляет собой цикл просветительских лекций, объединенных общей идеей — «Здоровый образ жизни — основа семейного счастья».
Данный цикл включает 6 лекций:
1. «Наркотики — от реальности не уйдешь»
2. «Настоящая дружба — решение моих проблем»
3. «СПИД и другие последствия свободной любви»
4. «Реальный путь создания счастливой семьи»
5. «Алкоголь: скрытая угроза»
6. «Курение: цена удовольствия — жизнь»

Проведенный анализ указанных лекций позволяет сделать следующие наиболее существенные выводы.

Вывод 1. Созданный цикл лекций актуален и имеет несомненную практическую ценность, поскольку поднимает вопрос о здоровом образе жизни как залоге семейного счастья и ориентирует молодежь на необходимость готовить себя к семейной жизни.

Актуальность проблемы определяется нарастанием в обществе тех отрицательных явлений, которые прежде назывались вредными привычками (курение, злоупотребление алкоголем, половая распущенность), а в настоящее время приобретают характер социальной болезни, сопровождаемой серьезными осложнениями (наркомания, венерическая эпидемия, СПИД), и, таким образом, становятся преградой на пути к счастью.

Практическая значимость рассматриваемого цикла заключается в том, что он не только не ограничивается констатацией негативных фактов, но и выделяет ту систему ценностей, которая помогает молодым людям, с одной стороны, предвидеть и избегать жизненных ловушек, с другой — сдерживать и преодолевать возникшие трудности.

Вывод 2. Структура и содержание лекций отличаются достаточной четкостью и логической обоснованностью. В первой, третьей и последних двух лекциях, связанных с изучением вопросов о вреде курения, алкогольной угрозе, гибельности наркомании и трагедии свободной любви выявляются исторические и социальные корни данных проблем, дается медицинское определение указанных явлений, вскрываются их негативные последствия общественного, физиологического, психологического, нравственного и другого характера. Такой многомерный голографический подход к рассмотрению проблем поднятых в рецензируемой работе позволяет наметить реальные пути возвращения оступившейся личности к нормальной жизни. Во второй лекции рассматривается вопрос о роли социального окружения в нашей жизни, о значении дружбы, товарищеского участия, своевременной поддержки, положительного примера в процессе становления личности молодого человека, его работы над собой, над совершенствованием своего характера, над преодолением вредных привычек, способных исказить человеческую сущность.

В четвертой лекции раскрываются возможности семьи как школы любви для сексуального, эмоционального, нравственного и социального воспитания ребенка и для подготовки его к семейной жизни.

Вывод 3. Работа привлекает психологической и педагогической направленностью материала. В ней представлен достаточно глубокий анализ психологического аспекта вопросов любви, брака, семьи, секса и целый ряд педагогических рекомендаций учитывающих возрастную особенность слушателей по профилактике курения наркомании половой распущенности по предупреждению и преодолению вредных привычек еще не ставших тяжелой болезнью. Витагенный характер этих рекомендаций делает их особенно действенными в молодежной среде.

Вывод 4. Привлечение наглядности использование интересных и разнообразных схем, рисунков, видеоматериалов, высказываний в виде слайдов повышает убедительность и эффективность содержания лекций.

В целом рецензируемый цикл имеет отчетливо выраженную гуманистическую направленность, ориентирован на молодежь и соответствует возрастным особенностям слушателей, предусматривает их внутренние потребности и учитывает возможные сложности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Материалы лекций содержат педагогически целесообразную информацию способную помочь молодым людям изменить свой образ жизни отказаться от вредных привычек и не допустить их перерастание в неизлечимую болезнь с летальным исходом.

Зав. кафедрой возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ, заслуженный деятель науки России, профессор, доктор педагогических наук, А.С. Белкин